Частенько случается, что надо бы добавить немного к высказанной мысли, но ничего не идет в голову. Или, например, бывали ли вы в ситуации, когда надо выступить на некую тему, но как-то особенно умных мыслей-то и нет, а банальности рассказывать не хочется.

На помощь тут приходит прием «аналогия». Его можно использовать как для усиления текста (или речи), для улучшения запоминания того, что вы говорили. Некоторые «черные» копирайтеры охотно пользуются этим приемом для раздувания текстов, когда оплата идет по тысячам знаков 🙂

Что это значит — попросили вас например выступить с презентацией про бизнес. Придумайте какую-нть аналогию — например, автомобиль. И вперед — сразу понятно, о чем говорить — например, о том, что все компоненты должны быть примерно одинакового уровня — что нет смысла иметь двигатель от Феррари, если он ставится в Жигуль. Это не только не полезно, но может привести к тому, что Жигуль просто развалится, а с вазовским движком он как-то более-менее бы ехал. Ну или о том, что нужно иметь информационную систему или систему отчетов, чтобы управлять автомобилем, иначе будет непонятно, когда заправляться, а когда набирать скорость. Видите — уже целый абзац наболтал, а еще толком не разогнался.

А почему — демагогический? А потому что его очень легко можно использовать, пытаясь склонить мнение к желаемому. Люди очень сильно цепляются за аналогии, это особенность человеческого восприятия — людям инстинктивно непонятное кажется страшным, а возникает желание получить «комфортное состояние» — навесив какой-то ярлык на это непонятное. «А, ну да, бизнес — он как автомобиль» — сразу легче. Можно потом уйти в далекие дебри, обсуждая, что является колесами — маркетинг или финансы, и уже как-то забывается, что управление бизнесом и металлической штуковиной с двигателем внутреннего сгорания как-то все-таки очень разные явления.