Сама аббревиатура SMM означает «маркетинг в социальных сетях» — перевод с английского «social media marketing». Иными словами это та часть маркетинга, которая может вестись в соцсетях.

Наверняка вы помните модель 4P маркетинга: продукт, цена, реклама, дистрибуция. Самую большую часть в SMM занимает конечно реклама, потому что это естественная функция соцсетей, ведь соцсети — это коммуникационное средство.

Дистрибуция также возможна в соцсетях, существуют некоторые решения, как организовать интернет-магазин буквально внутри своей страницы на Facebook. Существуют также группы ВКонтакте или аккаунты в Инстаграмме, которые фактически «продают» сами, без всяких интернет-магазинов, предлагая пользователям связываться с продавцом по телефону. Это тоже можно считать каналом распространения.

Что касается цены и продукта. Могут ли использоваться соцсети в этих направлениях маркетинга? Да, в некоторой части, например в плане сбора мнений потенциальных потребителей о том, чтобы они хотели улучшить в неком продукте, а также какой считают оправданную цену.

Рассмотрим теперь, что же представляет из себя SMM-продвижение. Какова главная цель SMM, как впрочем и любого маркетинга: это продажи. Поэтому использование SMM должно в итоге каким-то образом приводить к продажам. Существуют несколько вариантов, как это можно сделать.

Как же реально работает SMM, что это такое конкретно?

Вариант самый простой — прямой отклик. Вы даете рекламу в соцсети, используя соцсети как просто канал для трансляции вашего рекламного сообщения. Клик по рекламе ведет на какую-то страницу на сайте, где вы пытаетесь совершить продажу. Такой метод стоит выбирать, когда вам надо продать что-то вот прямо сейчас. Продажи таким методом обойдутся, как правило, недешево, потому что то время, когда в соцсетях реклама стоила смешных денег, давно уже прошли.

Вариант более сложный — набор аудитории. Идея заключается в том, что вы не пытаетесь что-то продать прямо вот сейчас, а пытаетесь набрать аудиторию, и потом уже осторожно пытаться ей что-то продать. Как же привлечь аудиторию? Необходимо публиковать релевантный контент.

То есть публиковать какие-то статьи, руководства, рекомендации, которые соответствуют той тематике, в которой вы ведете бизнес. В данном случае очень важно, чтобы контент был релевантен. Если вы продаете, скажем строительные материалы, а постите котиков и смешные гифки, то аудиторию вы может быть и соберете, но продать ей что-то будет весьма проблематично. Потому что эта аудитория пришла к вам развлекаться (ее привлек такой контент). Аудитория не собиралась ничего покупать.

Поэтому публикуемый вами контент должен служить своеобразным фильтром. Если человек пришел в вашу группу Вконтакте, а вы ему там рассказываете, как правильно выбирать кирпичи, какие хорошие, какие плохие, итд, то если этот человек решил вступить в вашу группу, то уж чем-то ему именно это и было интересно, значит шанс когда-то совершить продажу — повышается. Эта область деятельности обычно называется «ведением соцсетей», и более подробно о том, как это правильно делать у нас написано вот здесь.

Но одного контента мало! Как бы мы не расхваливали пресловутый контент-маркетинг, важно также заниматься и продвижением. То есть  — привлечением аудитории. От того, что вы просто напишете качественную статью (и даже 100), люди не ломанутся к вам в группу и не будут вступать в нее тоннами. Естественный рост конечно будет, но в смешных масштабах. Вам нужно «продвинуть» или «раскрутить» группу, то есть уведомить потенциальную аудиторию о ее наличии. Тогда уже зайдя в нее, и убедившись, что здесь действительно интересно, аудитория будет вступать в вашу группу, лайкать вашу страницу и так далее. Это тоже целая специальная область деятельности SMMщика и более подробно мы пишем об этом здесь.

Тогда, накопив за какое-то время значительное число представителей потенциальной аудитории, вы получаете основной «бонус» — вы можете рекламироваться им фактически бесплатно. Как так? А очень просто — все те люди, что вступили в вашу группу ВКонтакте, или лайкнули вашу страницу в Facebook, подписались на Twitter или Instagram — они являются для вас постоянно доступной аудиторией. ВСЁ, что вы напишете, они увидят у себя в ленте (не все конечно сразу). И, естественно, вы можете рекламировать свои товары и услуги, не превращая только свой контент в «купи-купи-купи», но периодически вставляя вашу рекламу между полезными статьями. Поэтому со временем, стоимость каждого рекламного контакта с аудиторией у вас будет стремиться к нулю, потому что вы оплачиваете привлечение каждого подписчика (один раз), а показывать рекламу можете ему много раз.

Вкратце так выглядит SMM, более подробно отдельные вопросы раскрыты по ссылкам в тексте этой статьи.