Перед тем, как разбираться с тем, как составить семантическое ядро, давайте сначала разберемся что это такое конкретно.

Итак, несколько важных определений.

Ключевое слово: это та ФРАЗА, по которой вы бы хотели, чтобы ваш сайт находили в поисковых системах (Яндекс, Google и других).

Ключевое слово — это устойчивое определение из мира SEO, но на самом деле это может быть не только слово. Как правило это фраза или словосочетание. Например, фраза «как составить семантическое ядро» в мире SEO называется ключевым словом, хотя это технически не слово, это фраза. Мы, как владельцы сайта «хотим», чтобы наш сайт находили по этому ключевому слову.

Ключевые слова берутся всегда без запятых и прочих знаков препинания.

Частотность (ключевого слова): это то количество раз в месяц, которое это ключевое слово набирают пользователи определенной поисковой системы в интересующем вас регионе.

Как правило частотность берется по Яндексу. И да, частотность естественно различается по регионам, если вы продаете что-то скажем в Перми, и вам потенциально не интересны вообще клиенты из других регионов, то вас интересует частотность по Перми только. Нужно всегда «самоограничивать» себя продвижением по конкретному региону, и если вам не нужна Москва, то избегать ее.

Кластер: несколько похожих, но разных ключевых слов, которые в смысле поисковой системы настолько близки, что по ним можно продвигать одну страницу.

Более подобно о понятии кластеризации будет написано далее.

Ну и наконец…

Семантическое ядро: это таблица со ВСЕМИ ключевыми словами для вашего сайта, соответствующей им частотностью и разбитая на кластеры.

Вот пример, небольшой кусок из семантического ядра нашего сайта (в этом примере использована кластеризация — что это такое и как делать — об этом будет ближе к концу статьи):

семантическое ядро

Ну а теперь переходим к собственно теме…

Как составить семантическое ядро

Эта задача раскладывается на четыре действия:

  • Собрать все «идеи» для ключевых слов
  • Узнать частотность ключевых слов
  • Кластеризовать
  • Убрать лишнее/ненужное

Собираем идеи для ключевых слов

Начинать надо с собственных гипотез. Пример: вы продаете строительные материалы в Новосибирске. Естественно ваша первая идея будет «строительные материалы». Надо взять и «строительные материалы в Новосибирске». Затем вам придет в голову пройтись по определенным материалам, которые вы продаете «шифер в Новосибирске» и так далее.

Также не забывайте так называемые «информационные запросы», которые могут быть характерны для вашей целевой аудитории. Информационный запрос, это например «что лучше шифер или профнастил».

Какой-то набор слов, 10, 20, а может быть 100 слов у вас соберется. Выписывайте это все в таблицу — это «заготовка» для вашего семантического ядра, первый шаг.

Далее, есть принципиально есть два способа, как продолжать эту работу:

  • «Руками»
  • С помощью специализированных сервисов

Мы рассказываем как это делать «руками», но с помощью специализированных сервисов Вы сэкономите массу времени.

Уточнение слов через Wordstat

Итак, что надо сделать. Надо свои первоначальные идеи ключевых слов уточнить и дополнить через сервис Wordstat Яндекса. То есть открываете его, набираете ваше первое слово: «строительные материалы» и получаете следующую картинку:

Как составить семантическое ядро

Здесь мы видим две колонки:

Левая больше подходит для уточнения запроса с целью набора разных идей слов на одну и ту же тему: впоследствии это будет база для формирования кластеров.

Правая колонка больше подходит для расширения семантического ядра: то есть поиска идей смежных слов, о которых вы изначально не подумали.

Выписываете это все себе в таблицу в Excel.

Сбор подсказок через интерфейс поисковых систем

Дальше, вы открываете поиск Яндекса или Google и набираете там все эти ключевые слова по очереди выписываете подсказки. Примерно так:собираем подсказки для семантического ядра через поисковую систему

 

Добавляйте в свою таблицу все подсказки. Можете сразу выбрасывать очевидно не подходящие: типа «строительные материалы москва». Только внимание! Тут надо обязательно включать голову! Возможно, в вашем городе есть например торговый центр «Москва» (как это и есть в Новосибирске). И еще интереснее, если в нем есть ваш магазин и он продает строительные материалы. И тогда это МОЖЕТ быть нужным вам ключевым словом!

То же самое проделываете и с Google.

Сбор частотности ключевых слов

Поскольку вы только что дополнили ключевые слова подсказками — у вас нет их частотности. Надо их все прогнать через Wordstat, чтобы получить их частотность. То есть ввести в Wordstat и частотность выписать себе в таблицу.

Это очень нудный ручной труд, который лучше заменить автоматическим сбором, через специальные сервисы.

Кластеризация ключевых слов

Важно понять, что одну страницу сайта нельзя продвинуть сразу по ВСЕМ ключевым словам семантического ядра. Почему? Потому что поисковые системы оценивают релевантность страницы разным ключевым словам. Более того, как правило и по нескольким разным ключевым словам, одну страницу не продвинешь.

В качестве быстрого примера — вы хотите, чтобы главная страница находилась в поиске по словам «Строительные материалы». Вы, естественно, на главной пишете что-то про строительные материалы, предлагаете каталог, какие-то статьи об этом итд. Пусть у вас получилось, и страница попала в топ поисковой системы по словам «строительные материалы». Но в то же время, она не может быть в топе по словам «кровля в Новосибирске». Почему? Потому что на этой странице очень мало про кровлю. А если там будет очень много про кровлю — вы предположим напишете отличный текст про кровлю в Новосибирске, то поисковая система перестанет считать эту страницу релевантной «строительным материалам» — ведь теперь там фактически все материалы только про кровлю.

В теории предполагается, что на каждое ключевое слово должна быть одна страница, которая продвигается по этому ключевому слову. Например, если у вас есть «кровля в Новосибирске» в семантическом ядре, то у вас и должна быть статья на сайте или страница каталога товаров, в которой расписывается все про кровлю, даются советы, как ее выбрать, рассказывается, какая кровля больше подходит для климатических условий Новосибирска и так далее.

Но есть одно но! Есть похожие ключевые слова и для них надо делать ОДНУ страницу для НЕСКОЛЬКИХ ключевых слов. В том же примере — можно предположить, что та же страница про кровлю в Новосибирске будет также показываться в поиске по словам «кровельные материалы в Новосибирске».

Такие похожие ключевые слова надо «кластеризовать» то есть объединить в один кластер, чтобы по ним делать одну страницу для продвижения.

Как это сделать? Чтобы проверить, кластеризуются ли два похожих ключевых слова, надо в поисковой системе набрать сначала одно, выписать все результаты выдачи топа (10 первых страниц) и потом ввести второе ключевое слово, чтобы сравнить — насколько там похожа поисковая выдача, есть ли там те же страницы, которые выдавались на первое ключевое слово. Если такие страницы есть (одна страница выдается в топе поиска на оба ключевых слова), значит слова кластеризуются, и для них можно делать одну страницу.

Эту часть задачи также можно выполнить специализированными сервисами.

Отбрасываете лишнее

Теперь осталось отбросить лишнее. Нужно просмотреть вручную полученную таблицу и отбросить те слова или кластеры, которые не подходят вашему сайту. Ну например, не продаете вы профнастил в Новосибирске. Если это слово туда попало, его надо выкинуть (или начать продавать профнастил). Могут попасться другие нецелевые слова типа упоминания других городов. Можно выбросить те ключевые слова, которые обладают очень низкой частотностью, хотя это тема для отдельной статьи.

ВСЁ! После того, как вы кластеризовали семантическое ядро, вы можете приступать к созданию новых страниц или статей или к доработке старых, чтобы продвигать их по этим ключевым словам.

В заключение хотим отметить, что создавать семантическое ядро можно и «руками», самостоятельно. Но делать это вручную — это колоссальная задача, и к тому же весьма утомительная. Поэтому лучше воспользоваться специализированным сервисом, например вот этим — Rush Analytics — мы сами, лично, пользуемся им для своих проектов и вполне довольны результатом. Это платный сервис, но вы потратите 2 тысячи или меньше на простой проект, может быть 3 тысячи, может быть 10 тысяч на более сложный проект, и в любом случае это окупает колоссальные людские затраты на колупание вручную в Wordstat.